Russia
 
 

Позитивный подход в обучении и воспитании ребенка

Вопрос: Если я одобряю действия ребенка, когда он делает что-то неправильно, не закрепляю ли я эту ошибку? Как объяснить ребенку, что это неправильно, не нарушив самооценку и сохранить позитивный настрой?

На вопросы отвечает основатель методики наших школ — Элен Дорон.

Самооценка, развитая в детстве, остается с вами на всю жизнь

воспитание малышейВсе зависит от того, что вы понимаете под словом «неправильно». Позитивное подкрепление — это, прежде всего, случаи, когда кто-то говорит: «Отлично!», «Ты сделал это хорошо» или «Мне нравится, как ты это сделал».

Позитивное подкрепление дает каждому — и взрослому, и ребенку — приятные эмоции, повышает уверенность в себе и помогает развить хорошую самооценку. Если ребёнок растет в излишне критической домашней обстановке, то эта критика в большинстве случаев будет разрушать самооценку.

Нередко уязвленную в детстве самооценку удается восстановить только во взрослом возрасте, работая над собой или обращаясь к психологам. Но и в этом случае очень сложно добиться такого хорошего представления о себе, как если бы ребенок рос в доброй атмосфере и чувствовал, что его поддерживают.

Если люди не чувствуют одобрения, то они могут ощущать потребность скрывать часть себя, часть своей личности или испытывать сложности во взаимодействии с людьми. Исследования показали, что люди, которые не чувствуют, что они «достаточно хороши» достигают меньшего именно потому, что не осознают, что заслуживают лучшего.

Есть очень малый процент детей, который будет успешно развиваться, несмотря ни на что. В них присутствует мощная внутренняя сила, которая будет двигать их вперед. Но такие малыши встречаются очень редко.

В маленьком возрасте для ребенка очень важно, чтобы его одобрили.  На самом деле, это важно и для каждого из нас. Представьте, что вы (взрослый) идете по дому и поете, а кто-то говорит вам: «Ой, можно потише? Ты когда-нибудь слышал, как ты ужасно поешь?» Наверняка, у вас пропадет всякое желание петь. А вот если кто-то скажет: «Какой у тебя прекрасный голос», вы подумаете: «О, а я, действительно, неплохо пою!»

Решающая роль одобрения для малышей

Когда, общаясь с детьми, вы показываете свое одобрение и говорите: «Ух ты! Отлично!», ребенок улавливает вашу высокую оценку по тону или словам. Неважно, неделя ребенку, месяц, год или десять лет, он отреагирует на одобрение.

Доктор Гленн Доман из Института Развития Человеческого Потенциала регулярно наблюдает огромное влияние, которое оказывает на ребенка позитивное подкрепление. Семьи со всего мира приезжают в этот Институт, известный своими новаторскими исследованиями и программами, связанными с развитием детского мозга, чтобы помочь детям с мозговыми травмами. Метод Домана называется паттернинг, это сенсорный подход к развитию мозга.

Одно из первых заданий от Института — это когда ребенка просят ухватиться за планку, висящую над головой.

  • Одна группа родителей поднимает ребенка, и он ненадолго хватается, всего на несколько секунд. Родители с сожалением говорят: «О, милый… О, дорогой…» На самом деле это означает: «Мы были вынуждены просить деньги и брать в долг, чтобы принять участие в этой программе, а теперь это — лучшее, что ты можешь сделать?»
  • Сравните это с другой группой родителей, которые также держат ребенка и он также на несколько секунд хватается, но которые говорят при этом: «Отлично, молодец, ты сделал это очень хорошо!» На самом деле родители тем самым дают ребенку почувствовать, что он, действительно, справился, что его мозг смог достичь этой высоты, что они одобряют и любят его. Малыш воспринимает эту информацию и думает, что может сделать это снова. Последствия такого подхода невозможно переоценить.

Сила переноса акцентов на позитив

На самом деле, позитивное подкрепление — это естественная реакция родителей по отношению к своим детям. Но это еще и техника, которая может использоваться мамами, папами и учителями, независимо от возраста ребенка, чтобы укрепить хорошее поведение и то направление, в котором вы хотите, чтобы малыш развивался.

одобрение воспитание

Итак, как же мы поступаем, когда ребенок делает что-то неправильно? На наших уроках раннего развития слово «неправильно» понимается в двух вариантах.

  1. «Неправильно» может описывать ситуацию, когда ребенок толкнул другого малыша. Это издевательство, насилие и, конечно, после такого поведения мы не говорим: «Хорошо! Молодец!»

    Мы говорим: «Неправильно вести себя так, нужно вести себя по-другому» и потом мы показываем ребенку то, как нужно себя вести. И когда мы спрашиваем малыша: «Ты все понял?», и он отвечает: «Да!», вот тогда и приходит время его похвалить и зафиксировать хорошее поведение. То есть в тот момент, когда ребенок ведет себя правильно, и приходит положительное подкрепление.

  2. Другой пример, который работает по схожему принципу. Учитель показывает картинку с мышкой, но ребенок отвечает, что это кошка.

    Учитель должен сказать: «Это мышка». И когда ребенок повторит: «Мышка», учитель должен сказать: «Да, это мышка! Отлично! Молодец!» Ребенок забудет, что он ответил неправильно, а вы подкрепите его верный ответ своей положительной оценкой.

Иными словами, любой неправильный ответ, несоответствующее поведение или неправильная реакция должны стать поводом для того, чтобы показать ученику правильный путь. А когда он делает так, как нужно, мы демонстрируем свое одобрение, хвалим и напоминаем ему об этом столько раз, сколько потребуется, чтобы направить образовательный процесс в нужное русло.

Дети слышат позитивные высказывания

Однажды я общалась с мужчиной, который рассказал мне про случай с его двухлетним сыном. Они сидели возле костра, и отец сказал ребенку не трогать огонь. Первое, что сделал малыш — это засунул руку в пламя. Папа мальчика спросил меня, почему это произошло. Я ответила, что маленькие дети не воспринимают частицу «не». Поэтому вместо «не трогай огонь» они слышат «трогай огонь». Они улавливают позитивные утверждения вместо негативных. Поэтому правильнее говорить утвердительными, а не отрицательными предложениями, например: «Держись подальше от огня».

Годы обучения английскому языку показали нам, что такой подход — важная часть эффективности методики Элен Дорон. Мы формируем высокую самооценку ребенка через наши методы обучения. Позитивные подкрепления — это очень важно!

И мы учим педагогов этому. Большая часть подготовки наших преподавателей подчеркивает, как важно дать детям эту опору, и как наиболее эффективно реализовать её в классе.

В каком-то смысле мы и учителей обучаем через положительное подкрепление. Я встречала педагогов и других сотрудников Школы Элен Дорон, которые говорили мне, что впервые познакомились здесь с философией одобрения и что это изменило всю их жизнь.

Неправильные установки часто мешают и во взрослой жизни. А позитивный настрой и поддержка друг друга открывают возможности для решения проблем.