Как сделать из неинтересной задачи интересную Сидеть над монотонными и скучными задачами не любят ни дети, ни взрослые. Скучные задачи – для каждого свои. Некоторые дети не любят упражнения «по образцу», кому-то трудно писать сочинения, третьи скучают над задачами по математике и физике. Но, как взрослые люди, мы понимаем, что в любой работе или учёбе бывают неинтересные части, которые тем не менее, надо сделать, а значит, найти мотивацию и интерес. Как помочь ребёнку разглядеть любопытное в том, что кажется скучным и сделать дело с удовольствием? Конечно, мы можем попытаться просто заставить его: «Так надо», «потому что я так сказала», «Ты учишься, и это твоя обязанность». Но такой подход, во-первых, может испортить ваши отношения. А во-вторых, он не помогает ребёнку научиться мотивировать самого себя. Научив его находить интересное в неинтересном, мы делаем своей дочери или сыну ценный подарок: это умение найти внутреннюю мотивацию помогает быть успешным в любой деятельности. Способы сделать неинтересную задачу более увлекательной, которые вы можете попробовать вместе с дочерью или сыном. Задайте несколько важных вопросов Первое, что необходимо сделать – поговорить с ребёнком. Спросите, что ему или ей не нравится в этом задании? Почему оно кажется скучным? Есть ли какая-то часть, которая интереснее других? Возможно, ребёнок не смог понять какую-то тему на уроке и теперь боится об этом сказать, поэтому называет задачи по алгебре «скучными». Может быть, ему или ей сложно прочесть заданное по литературе произведение, потому что действие там происходит в XIX веке и ребёнку кажется, что главные герои – какие-то инопланетяне. Или в прошлый раз вы были недовольны тем, как он убрался в своей комнате, и теперь он не хочет браться за уборку совсем. В таком случае вашим дочери или сыну просто требуется помощь. Объяснить непонятную тему по математике, рассказать поподробнее о том, как жили люди другой исторической эпохи – к примеру, как жила бы ваша нынешняя семья, если бы вы все родились в начале XIX века? Или вместе составить план уборки комнаты. Когда ребёнок поймёт, что способен хорошо справиться с заданием, то почувствует к ней больше интереса – и тогда физика, литература или английский перестанут быть «скучными». Найдите другой смысл Но может оказаться и так, что ребёнок просто не любит какие-то виды работ: переписывать начисто решённую в черновике задачу, заучивать наизусть стихи, мыть посуду или вести дневник наблюдения за природой. Некоторые из домашних заданий в школе или часть работы по дому могут казаться им бессмысленными. В этом дети мало чем отличаются от взрослых: они хотят знать, имеет ли их работа смысл и пользу. Поэтому, даже если вы считаете, что в школе задают ненужные и глупые домашние задания по «Окружающей среде», не стоит обрушивать своё разочарование на ребёнка. – «Ой, понимаю, такие глупости задали. Но придётся сделать, ничего не попишешь, это же школа». Это равносильно тому, чтобы взрослому человеку сказать: «Я понимаю, твой начальник даёт бессмысленные и противоречивые задания, но придётся делать их, ведь он начальник!». Вроде бы это правда, но она совершенно демотивирует и лишает сил. Попробуйте вместе с ребёнком поискать смысл даже в скучном или странном задании. Он любит педагога или ему в целом нравится предмет? – Замечательно, Анна Петровна будет рада, если ты сделаешь аккуратный и красивый дневник наблюдений. Может, ещё рамочку к нему нарисовать и раскрасить заголовки разными цветами? Не нравится мыть посуду? – Зато представь, как будет хорошо, когда все тарелки будут чистые, и мы быстро накроем на стол к приходу мамы. Наверное, ей будет приятно! И мы сможем не тратить время на уборку, а поговорить о чём-нибудь интересном за чаем. Превратите неинтересную задачу в игру Можно поставить таймер на уборку комнаты и предложить убрать максимальное количество вещей на место за 20 минут. Так наведение порядка превращается в эстафету, а значит, приобретает новый смысл. Или превратить уборку в детективную игру: «Шерлок Холмс ищет улики беспорядка и устраняет их». Заучивание главы из учебника по истории легко превращается в угадайку, если перевернуть задание с ног на голову: сначала прочесть вопросы в конце параграфа и попытаться ответить на них наугад, а потом прочесть сам параграф и сравнить свои догадки с тем, что написано в учебнике. Можно придумать приключенческую историю о героях, которые жили в описанное время. Подумать о том, во что они одевались, кем работали, в каких домах жили и как относились к историческим личностям, описанным в учебнике. Или предложить ребёнку пофантазировать, что он сам на машине времени попал в описанную эпоху. Как там живётся? Что он будет делать? Творчески переосмысленная задача вдруг начинает играть новыми красками и оказывается захватывающей. Придумайте привлекательное вознаграждение В конце концов, за скучные и трудные задания можно предложить награду. Правда, есть вещи, которыми лучше не награждать ребёнка, если не хотите получить проблем в дальнейшем: не стоит премировать едой и деньгами. Едой – потому что пищевое поведение нарушается, когда сладости или другие вкусные вещи регулярно используются как поощрение. Со временем тортики и пирожные превращаются в универсальное средство успокоения, награждения и утешения. Деньгами же награждать не стоит, потому что учёба или домашний труд по своей сути имеют другую мотивацию и другой смысл. Посильные обязанности по дому должны иметь все члены семьи, не потому, что это оплачиваемая работа, а потому, что они заботятся друг о друге и месте, в котором живут. А учёба в идеале предназначена для получения знаний, развития и в конечном итоге приобретения профессии, что само по себе является наградой. Чем же в таком случае награждать? Вполне допустимо поощрять ребёнка развлечениями и каким-то весёлым совместным времяпрепровождением. Важно, чтобы размер вознаграждения был сопоставим с размером задачи. Большое сочинение и реферат, над которыми ребёнок трудился всю субботу, вполне заслуживают внепланового похода в зоопарк или кино. А за часовую подготовку домашних заданий по иностранному языку можно вместе почитать вслух его любимую книгу или выйти всей семьёй на небольшую прогулку в парк. Яна Филимонова