Почему успехи в школе не всегда гарантируют успех в жизни Пролистывая в интернете биографии известных людей, мы с удивлением отмечаем, что многие из них не блистали в школе. “Наше всё” Пушкин, например, был предпоследним по общей успеваемости в лицее, премьер-министра Великобритании Черчилля в детстве родители переводили из одной частной школы в другую, а преподаватели Нобелевского лауреата Эйнштейна и вовсе сомневались, осилит ли он обязательную программу. Успех был обеспечен им отнюдь не прилежным учением, а умением ставить перед собой нетривиальные задачи. И находить лучшие способы их решения. Образование против таланта? Англичанин Кен Робинсон (Sir Ken Robinson), эксперт в области образования международного уровня, рассказывает в своих в своих выступлениях о любопытном исследовании. Ученые в течение более десяти лет тестировали навыки группы из полутора тысяч детей. Среди малышей от 3 до 5 лет гениями творческого мышления оказались 98%. Спустя 5 лет эта цифра опустилась до 50%, а еще через 5 свои способности сохранили лишь 10%. Что же убивает врожденную креативность в талантливых от природы детях? Сегодня во всем мире система образования выстроена по модели линейного мышления. С первых дней учебы в школе ребенок попадает в четко заданные рамки системы оценки любого его проявления, от эрудиции до поведения. Подвижный ум быстро улавливает, как себя вести, чтобы удовлетворять запросы взрослых. Решая тесты и применяя формулы, он пользуется усвоенными алгоритмами и проверенными схемами. Разбирая новый материал, всегда ждет аналогии и рассчитывает на единственно верный ответ. Но стоит оказаться в нестандартной ситуации, как мозг уходит от стереотипов и выдает массу новых идей. Как же включить изобретательность пресловутого творческого мышления? Ответ прост – в ситуациях реальной жизни. «В школе и дома» Дополняя школьные навыки линейного мышления творческим началом, не стоит успокаивать свою родительскую совесть, отведя ребенка в пару развивающих кружков. Помните: сохранить проявления творческого мышления поможет сама реальность. Чтобы стимулировать этот процесс, предоставьте ребенку возможность решать жизненные вопросы самостоятельно. И даже ошибаться. На этом пути стоит запастись не только терпением, но и временем, но результат будет долгосрочным! Несколько идей для творческого обсуждения: Часто бывает, что к выходным накапливается масса альтернатив того, как провести свободное время. Обсудите это с детьми и позвольте выбрать самое желанное. Но пусть решение родится в диалоге, ведь у каждого варианта есть свои плюсы и минусы. Если вам захотелось провести день дома за любимой книгой, обсудите ее в семейной беседе. Но только замените скучный вопрос “О чем там твоя книжка?” совместным рассуждением об эмоциональных моментах сюжета или возможных вариантах его дальнейшего развития. А, может быть, и вы захотите пофантазировать вместе с сыном или дочкой о том, в какой части любимой книги хотели бы оказаться. Хотите получить мнение? Высказывайте его сами. Такое вдумчивое общение поможет вашим детям аргументировать свои поступки, расставлять приоритеты в множестве задач и главное – самостоятельно задавать и решать жизненные вопросы. И поверьте, к окончанию школы вам не придется определять за свое чадо учебное заведение или место работы. Он сам будет знать, какие навыки стоит развивать в дополнение к природным склонностям и интересам. Это интересно: Кен Робинсон. Образование против таланта. Эдвард де Боно. Гениально! Инструменты решения креативных задач. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука.