Как научить ребёнка английскому как родному? «Мой ребёнок точно будет говорить по-английски!» – так утверждает большинство родителей, размышляя о будущем своих детей, но не задумываясь о том, КАК научить ребёнка английскому. Необходимость детям изучать язык вполне очевидна: образование и обучение за границей, потенциально перспективная работа. В жизни открывается гораздо больше шансов и возможностей реализовать себя, ведь ребёнок не будет ограничен только русскоговорящими странами. Однако открытых вопросов по-прежнему остается много: как научить ребёнка английскому, когда начинать, в какую школу пойти? Помимо этого, есть ещё несколько аспектов, которые могут остановить рвущихся в бой родителей. Уверены ли вы, что у вас самих хватит времени и дисциплины, чтобы довести изучение до конца? В этой статье мы постараемся ответить на множество вопросов, посвящённых обучению детей иностранной речи. Главный вопрос– «Что нужно и как научить ребёнка английскому?». Когда лучше приступать к изучению Большинство экспертов сходятся во мнении, что раннее изучение языка наиболее эффективно. Но не стоит забывать, что важен не только вопрос «когда», но и «как научить ребёнка английскому языку?». Ведь существует огромное количество методик, разработанных с учётом возрастных особенностей учеников. Эксперты школы HelenDoron занимаются обучением детей иностранному языку уже 35 лет. И все они в один голос утверждают, что начинать можно в возрасте до 1 года. Подобные заявления основаны в первую очередь на опыте и наблюдении за реальными учениками, окончившими наши курсы. А их к данному моменту уже более трёх миллионов! На самом деле, общая идея подхода к раннему обучению звучит так: «Учить иностранный как родной». Задумывались ли вы, как дети начинают говорить по-русски без всяких курсов и занятий? Как они понимают, что слово «игрушка» означает не просто конкретную вещь, а целую категорию предметов и т.д.? Поэтому, отвечая на сокровенный вопрос, как научить ребёнка английскому с нуля, можно смело ответить: «Так же, как и русскому». Полностью погружаясь в среду иностранной речи, юные ученики очень быстро улавливают смысл слов, привыкают к манере произношения. И, главное, не пытаются переводить, а сразу усваивают язык как таковой. Раннее изучение иностранного языка даёт дополнительную практическую пользу. Ведь оно порой заменяет или поддерживает другие занятия по общему развитию. Речь и мышление детей связаны напрямую, поэтому освоение второго языка является прекрасной гимнастикой для мозга. При погружении в языковую среду образуются новые нейронные связи. Это помогает лучше ориентироваться в любом потоке информации, выстраивать логические связи, легко обрабатывать новые концепты и понятия. Однако, если вы по каким-то причинам не готовы приступить к занятиям в столь юном возрасте, вам просто нужно переориентироваться на программы для старших групп. И если вы пока не готовы самостоятельно обучать ребёнка, то в школах Helen Doron знают, как научить ребёнка английскому с нуля практически в любом возрасте. Мы разработали курсы для следующих возрастов: – от 0 до 3 лет; – от 3 до 6 лет; – школьники от 6 до 12 лет; – подростки от 12 до 19 лет. Непереводной метод в обучении английскому языку. В своей практике мы используем основной принцип обучения «как родному», не только для малышей. Подход заключается в том, чтобы понимать слова и строить фразы без предварительного перевода на русский. Условно такой метод можно назвать «непереводным». Когда ребёнок думает на втором языке, закладывается отличный фундамент для усвоения любого дополнительного иностранного языка. Получается, что третий и последующий языки даются двуязычным детям очень легко. Это происходит потому, что мозг с детства привыкает оперировать несколькими языками и знает, как систематизировать такую информацию. Подобные знания позволяют научить детей быстро понимать и свободно говорить на иностранном, а также открывают возможности того, как научить ребёнка читать по-английски. Начиная с 3 лет, во время занятий мы используем буквы, слова, и это закладывает фундамент эффективного освоения чтения в будущем. Как видите, подходов к старту изучения языка существует множество: от самого раннего возраста, до школьного и подросткового. Гораздо важнее то, как научить ребёнка английскому. Также важно понимать, что школьное время – это весьма сложный период в связи с высокой нагрузкой, поэтому мы рекомендуем приступать к изучению английского как можно раньше. Как научить ребёнка английскому с нуля? Успех кроется в двух основных моментах: грамотно разработанная программа и дисциплина, то есть регулярность занятий. Казалось бы, ничего сложного, однако существует множество подводных камней. И самый главный из них – это желание посещать занятия, будь то годовалый малыш или 12-летний подросток. Если вместо искреннего желания заниматься есть только уговоры и принуждение родителей, то эффективность будет крайне низкой. Именно поэтому одной из самых важных задач при выстраивании системы обучения является не как научить ребёнка английскому языку, а как сделать так, чтоб он сам хотел его учить. Именно поэтому на курсах в Helen Doron осуществлён комплексный подход к системе образования. Если же вы хотите обучить ребёнка английскому языку самостоятельно, вот несколько советов: Придумайте персонаж (игрушку), с помощью которой ребёнок в игровой форме будет изучать новые слова и общаться на английском. Используйте «беспереводной метод». Ребёнок от 3 лет уже различает родную речь и иностранную, поэтому обязательно предупредите его заранее, что сейчас вы будете разговаривать по-английски. Можно сказать следующее: «Смотри, это мышонок (игрушка) Микки. Он приехал к нам издалека и хочет поиграть с нами. Но Микки совершенно не знает русский язык, он разговаривает только по-английски. Давай хлопнем в ладоши: «Раз, два, три!» – и попадем в мир Микки, где все общаются только на английском». Начинайте обучение с небольших временных интервалов (5, 10 минут), постепенно увеличивая время игры. Используйте дополнительные атрибуты для изучения, например, карточки с английскими словами, песни и мультфильмы на английском. Также можно использовать бесплатные приложения с обучающими играми на английском: Kangi Club (для Андроид и IOS). Как научить ребёнка английскому с нуля? Создать условия, когда он сам захочет учить язык, а для этого нужно заинтересовать его! И возраст здесь не важен. Начиная с первого класса, дети не очень любят сидеть за учебниками, предпочитая активные игры. А некоторые вообще не могут без них обойтись. Именно поэтому занятия в Helen Doron проходят в атмосфере всеобщей вовлечённости. Здесь всегда есть время песням, танцам, играм и гимнастике! Как научить ребёнка английскому или вреден ли перевод? «Мне кажется, он ничего не понимает, надо ему переводить всё на русский» – порой мы слышим подобные фразы от родителей, которые первый раз привели ребёнка к нам на занятия. Так ли это? И почему эксперты Helen Doron утверждают, что детям не нужно переводить и учить по словарю? Примерно до 6 лет, дети осваивают язык совершенно отличным от взрослых способом. Их мозг не учит, а воспринимает новые слова, манеру говорить и последовательность построения речи, незаметно овладевая интонацией и тонкостями произношения. Он не пытается провести параллели с языком, который уже известен, то есть русским. Английский усваивается как отдельный, независимый язык со всеми своими особенностями. Разрабатывая свою первую программу обучения языку 35 лет назад, Хелен Дорон придумала методику, как научить ребёнка английскому максимально эффективно и быстро. Задавая вполне очевидные вопросы, касающиеся познания мира малышами, она предложила следующий подход. Как набирается базовый словарный запас у младенца? Разве кто-то переводит ему, что такое рука, тарелка, машинка, собака? Ребёнок наблюдает за предметами, манипулирует ими и постепенно улавливает закономерность между ними и словами, которые произносит мама. Чем больше малыш слышит слово в одном и том же контексте, тем лучше он его запоминает. Так образуется ассоциация между предметом или состоянием. И это закрепляется в мозге в виде нового нейронного соединения, которое крайне устойчиво. И именно так накапливается и увеличивается словарный запас малыша. Запас, который он будет легко использовать в повседневной речи. Словарный запас после 3 лет. После 3 лет процесс увеличения словарного запаса только ускоряется благодаря тому, что ребёнок уже знаком с базовой лексикой. Значит, можно объяснять ему новые понятия уже известными словами. Что такое завтра и вчера, осень или лето? Опираясь на имеющийся словарный запас, мы постепенно вводим более сложные понятия, описывающие не конкретный предмет, а явления, события и категории. Научить ребёнка английскому языку и помочь быстрее усвоить слова, можно приводя примеры из жизни. Это позволяет быстрее и крепче выстраивать ассоциации и увеличивать лексический запас. Подобным образом построены наши уроки: от простого – к сложному. Для детей, только начинающих обучение, существует множество полезных инструментов, которые мы используем на уроках. Например, картинки позволяют выстраивать зрительные ассоциации. Движения, эмоции и вкус позволяют лучше запоминать, ведь образ отпечатывается гораздо сильнее, если задействованы разные органы чувств. По мере накопления активного словаря, мы постепенно усложняем задачу, вводим новые слова и обороты речи. Научить ребёнка английскому подобным методом – прекрасная инвестиция. Ведь думать на языке и уметь говорить на нём – совсем не одно и то же! Но главное преимущество в том, что язык попросту невозможно забыть. Сколько вам потребуется времени, чтобы забыть, как говорить на русском? Лет 10, если вы вообще не будете слушать русскую речь. Так же, на подкорке, усваивается и иностранный язык, если вы на нём умеете думать. Объясняется всё это очень просто. Возникающие в мозге нейронные связи соединяют между собой не слово на русском и слово на английском (перевод), а ассоциацию между английским словом и образом: «Dog» (образ доброго животного, друга человека). А что происходит при переводе? Путь от слова к его значению становится длиннее: «Dog – собака – образ доброго животного, друга человека». Помимо столь очевидных плюсов, при обучении языку методом «без перевода», можно выделить ещё положительные моменты: Возможность научить ребёнка английскому языку, на котором говорят сами носители. Не существует двух одинаковых языков, в которых значения слов полностью соответствовали бы друг другу. Более того, в английском, например, существует огромное количество понятий, которых нет в русском, и наоборот. Если запоминать слова методом перевода, то, чтобы уловить всё предложение, вам будет нужно переводить слово за словом, что гарантированно исказит смысл целого. Предложения, выстроенные методом прямого перевода, будут звучать неестественно и непривычно для носителя языка. Если дети изучают английский по методу «без перевода», то они даже не задумываются при разговоре, что можно как-то иначе выстроить речь. Они по умолчанию делают это правильно! Научить ребёнка читать на английском без внутреннего перевода. Скорость восприятия и понимания зарубежной литературы увеличивается в разы. Представьте, насколько это важно при обучении в зарубежных школах и вузах. Ребёнок будет думать на двух языках и оперировать не отдельно взятыми словами, а смыслом сказанного в целом. В английской речи есть множество оборотов, которые отсутствуют в русской. Например, «There is/There are» обозначают расположение предмета. Фраза «Речка протекает за лесом» звучит на английском как «There is a river behind the forest». Знаете, как скажет тот, кто переводит по словам? «The river flows behind the forest». С точки зрения грамматики так можно сказать, вот только носители языка так не говорят. Лучше сразу научить ребёнка английскому языку, который звучит красиво и который будет всем понятен. Как научить ребёнка английскому языку: особенности методик школы Helen Doron. Несмотря на доказанную эффективность наших методик, они подойдут далеко не всем. И это касается не детей, а их родителей. Итак, если сказанное ниже про вас, то, вероятно, мы не сможем научить вашего ребёнка английскому: – «Необходимо учить так, как учат в школе». Если вы считаете неправильной систему преподавания, принятую в центрах Helen Doron, то мы не можем помочь. Наши уроки наполнены движениями и играми, здесь каждый может сказать, что думает. Может выразить себя (правда только на английском), здесь всегда много музыки, танцев и веселья. – Вы не уверены, что найдёте время на помощь в обучении. Чтобы научить ребёнка английскому, мы работаем совместно с родителями. У нас есть небольшие домашние задания, где просто необходима ваша помощь. Никаких «зубрёжек», переводов и словариков. Всё, что нужно, это включать аудио ребёнку по 15 минут 2 раза в день. Но делать это необходимо РЕГУЛЯРНО. – Вы считаете, что ребёнок должен уметь переводить. Мы учим по-другому. Мы делаем так, что детям перевод не нужен. Они думают на языке и воспринимают его без опоры на знакомую языковую систему. _ _ _ _ _ _ _ _ Посмотреть наши курсы английского языка: Малышам от 3 мес до 3 лет Курсы для детей 3-6 лет Курсы для детей 6-12 лет Курсы подросткам 12-19 лет