Вредные советы: как отбить у ребёнка всякую тягу к учёбе и познанию нового Кто сказал, что учёба обязательно должна быть интересной? Обучение, как и работа – это труд. А любопытство, тяга к новому и удовольствие – совсем не обязательные составляющие. По крайней мере, так думают некоторые взрослые… Топ-5 вредных советов для родителей Пугайте всем, чем только можно Страх – лучший демотиватор из всех возможных. Поэтому, если задались целью отбить у ребёнка всякую охоту к учёбе, регулярно его пугайте. Своим неодобрением и гневом, если он завтра получит двойку на контрольной. Будущим позором, когда он не сможет ответить у доски перед всем классом: «Будешь стоять и молчать. Представь, что Лена (Петя) подумает?». Недовольством учительницы и потерей её расположения. Последнее особенно хорошо действует на младшеклассников, для которых учительница – большой авторитет. «Ирина Васильевна в тебе разочаруется! А она-то думала, ты такая способная девочка». Чем больше ребёнок напуган, тем больше он действует из страха и опасений провала, и тем меньше у него остаётся живого интереса и любви к учёбе. Забудьте о положительном подкреплении В нашем мозге существует система подкрепления. Она устроена очень просто: реагирует на действия, от которых мы получаем удовольствие, и запоминает их как способствующие адаптации. Эти действия мы потом стремимся повторять. Те действия, после которых мы получили похвалу, награду, съели что-то вкусное – запоминаются как приятные. Вот почему ребёнку трудно пройти мимо «киндер-сюриприза» в магазине: его нервная система помнит сладкий вкус шоколада и предвкушение неизвестной игрушки внутри. А вот мимо тетрадки с домашним заданием пройти легко, если после его выполнения мама не разрешила выйти в парк и там поиграть на тренировочной площадке, или не погладила по голове и не поцеловала в макушку, не разрешила полчаса побегать по квартире, играя с собакой. Так что не давайте дочери или сыну отдыхать и ни в коем случае не хвалите! Цепочки «работа – приятное вознаграждение» не сформировалось, и мотивация к учёбе быстро слабеет. Относитесь к ошибкам с нетерпимостью Вообще-то процесс обучения любому навыку в основном из них и состоит. Мы пробуем, делаем неправильно, стараемся откорректировать процесс и результат, и таким образом тренируемся делать так, как нужно. Эта универсальная схема обучения чему угодно – чтению, письму, разговору на другом языке, решению задач. Если хотите её «сломать», попробуйте запретить ошибки. Процесс распадётся, потому что никому ещё не удавалось за один день заговорить на иностранном языке с безупречным произношением, освоить с нуля высшую математику или даже научиться читать. Чем больше ребёнок пугается ошибок и чем сильнее старается их избежать, тем более медленно и неохотно учится новому. Если меня всё время ругаю за неаккуратные чертежи и неверно решённые задачи по геометрии – может, проще их вообще не делать? Низко оценивайте результат труда Чувствовать себя плохим и неспособным – лучший аргумент за то, чтобы ничего не делать. Зачем напрягаться, если тобой всегда недовольны? Поэтому, если вы твёрдо задались целью отбить у сына или дочери всякое желание учиться, почаще ругайте их и сообщайте о неспособности справиться с тем или иным заданием. «Рисунок сделан небрежно», «Сочинение неинтересно читать, да ещё помарки», «Получил за контрольную четвёрку с минусом – наверное, плохо готовился», «Работа по английскому с кучей ошибок, так я и думала!». Объясните, что усилия и интерес к проявленной теме никто не ценит Не забывайте также о принципе, что оценки – это главное, а старания и интерес не важны. «Неважно, сколько ты просидел над домашней работой по физике! Важно, что получил всё равно тройку». «Конечно, здорово, что ты так интересуешься биографией Наполеона. Но для “пятёрки” в четверти по истории нужно выучить и остальные темы, так что повтори лучше их». Действуя таким образом, вы убиваете главные двигатели прогресса в любом обучении – интерес и увлечённость. А значит, очень скоро ваши дочь или сын станут делать уроки только «для галочки» и из-под палки. Поздравляем, цель достигнута!