Russia
 
Новостная лента

Кружки для детей и подростков: как выбрать занятие по душе?

Как выбрать кружок или секцию, которая понравится ребёнку? Важно, чтобы внешкольные занятия приносили радость. Поэтому стоит ориентироваться не только на пользу занятий, но и на взаимодействие с преподавателем и на форму подачи материала. А главное – учитывать интересы ребёнка и его эмоциональную реакцию на новый предмет.

Удовольствие и радость

По-настоящему любят учиться те люди (большие и маленькие), которые знают, что узнавать новое – это радостно и интересно. К сожалению, не всем везёт с общеобразовательной школой: для некоторых детей ежедневные звонки, ответы у доски и общение с учителями становятся стрессом, а не радостью. Но даже у тех взрослых, кто в детстве не любил школьные занятия, остаются воспоминания об отдельных интересных уроках с любимым учителем, или о летних походах, в которых вожатый научил разжигать костёр и определять минеральные породы. Такие воспоминания закладывают отношение к учёбе (в широком смысле) на всю жизнь, и нередко определяют склонности человека: нам нравится делать то, что нам по душе, особенно, если за нас хвалят и подбадривают – тогда мы чувствуем себя успешными. Поэтому важно, чтобы ребёнок получал от внешкольных занятий удовольствие, так он узнает, что учёба может быть интересной и приятной. Доверяйте эмоциональной реакции сына или дочери. Если они просятся на занятия, с радостью встают по утрам, чтобы пойти в секцию или кружок, хорошо отзываются о педагоге и других детях – значит, занятия выбраны удачно.

Учиться, играя и общаясь

Маленьким ученикам часто важнее даже не содержание, а форма подачи материала. До 6-7 лет ведущей деятельностью ребёнка остаётся игра – это значит, что именно в игровой форме ребёнок лучше всего усваивает любую новую информацию. Бесполезно надолго усаживать пятилетку за книги и тетради: это не принесёт пользы ни его здоровью, ни интеллектуальному развитию. А вот знания, поданные виде игр, стихов, песен и конкурсов, будут восприниматься лучше и надолго останутся в памяти.

Ученикам постарше нравится общаться. Детям, которых школьные учителя критикуют за неспособность усидеть на месте и «не болтать» на уроках, часто элементарно не хватает контактов со сверстниками, возможностью поделиться впечатлениями от прочитанного или услышанного, пошутить, обсудить что-то новое. Хорошо, если на секции или кружке, которую вы выберете, не будет запрета на общение в группе.

Ориентируйтесь на интересы ребёнка

Что нравится именно вашей дочери или вашему сыну? С маленькими детьми важно ориентироваться на их любимую активность: нравится ли ему петь песни, активно двигаться, читать книги или слушать чтение вслух, общаться с другими детьми. Исходя из этого стоит выбирать и форму будущих занятий.

В более старшем возрасте у детей начинают проявляться склонности к определенным предметам, из которых позже формируются профессиональные навыки. Важно поддержать школьника в его интересах и развивать то, что хорошо получается: говорить по-английски, программировать, считать, сочинять рассказы.

Комфортная обстановка

Важно, чтобы помещение, где будет проходить кружок, было чистым, уютным, с хорошим ремонтом и вентиляцией – последнее особенно важно при занятиях спортом. Комфортная и красивая обстановка создаёт хорошее настроение и во многом влияет на то, как ребёнок будет относиться к походам в кружок.

Маленьким детям важно присутствие родителя: оно успокаивает в незнакомом окружении и позволяет легче адаптироваться к новой среде. Кстати, старшим дошкольникам и младшим школьникам тоже бывает интересно сходить на занятие с мамой и папой. Поэтому здорово, если в кружке или секции, которую вы выберете, есть возможность посещения вместе с родителями. На пробное занятие или день открытых дверей точно стоит сходить вместе с дочерью или сыном: познакомиться с будущими преподавателями, оценить атмосферу на курсах и познакомиться с группой.

Что важно при изучении иностранного языка

Почему любой здоровый ребёнок за несколько лет осваивает родной язык, а на изучение иностранного порой тратят десяток лет? Дело не только в особенностях детской памяти и мышления. Язык, в среде которого растёт ребёнок, усваивается интуитивно. А иностранный язык обычно изучают по правилам, начиная с грамматических конструкций, изучения времён и так далее. Но проблема в том, что до 5-7 класса ребёнок ещё недостаточно усвоил структуру родного языка, чтобы она создала базу для изучения грамматических правил нового.

Поэтому для маленьких детей и младшеклассников оптимальный подход к изучению английского и других иностранных языков – через общение, игру и действия с предметами. Такая методика воссоздаёт естественную языковую среду и позволяет легко выучить названия предметов, действий, а затем научиться правильно выстраивать порядок слов в предложении и использовать всё более сложные языковые конструкции. К тому же, она задействует психологический подход «единства знания и переживания»: лучше всего откладывается в памяти то, что окрашено какими-то эмоциями или опробовано в действии.

Яна Филимонова