Почему ребенок не хочет в школу Однажды ваш ребёнок вдруг заявляет: «Я не пойду больше в школу!». Что происходит и как быть? Пять причин, почему такое могло случиться – и советы о том, что можно сделать и о чём спрашивать дочь или сына в такой ситуации. Отстал по каким-то предметам В норме ситуация не должна складываться так, чтобы отстающий школьник боялся обратиться за помощью, а потом и ходить на уроки. Но иногда это случается. Ребёнок прослушал одну-две темы, отстал так, что не понимает новых – и теперь боится обратиться за помощью к учителю и родителям. Потому что тогда придётся признаться в том, сколько он пропустил. Как понять, что это происходит? Дочь или сын стали приносить «двойки» или «тройки» за контрольные по определённому предмету или нескольким, оценки за ответы просто не появляются в дневнике. Ребёнок может очень долго сидеть за уроками и всё равно приносить «неуды» за домашние задания. Ситуация требует деликатного и терпеливого разбора. Ребёнку нужно помочь подтянуться по сложным для него предметам и желательно не ругать. Достаточно того, что он уже написал на двойки и тройки несколько контрольных и просидел много уроков, ничего не понимая – такой опыт обычно повторять не хочется. Происходит буллинг Одна из самых серьёзных причин, которые важно распознавать. К сожалению, обидчики часто запугивают детей, которых подвергают травле, поэтому ребёнок может долго не рассказывать родителям о происходящем. Заподозрить буллинг можно, если у умного и хорошего успевающего ребёнка вдруг стали снижаться оценки, он неохотно идёт в школу, может даже симулировать болезни и недомогания при том, что раньше не был склонен ко лжи, «теряет» или «забывает» вещи, у него регулярно появляются синяки или ссадины, ухудшился сон, аппетит, появилась тревожность, плаксивость или замкнутость. Все это – повод для серьёзного и доверительного разговора. Родителям, узнавшим о травле в школе, необходимо настроиться на серьёзный разбор ситуации. Придётся поговорить с учителями, классным руководителем и родителями обидчиков. В таком случае, стоит быть готовым сменить школу. Это лучше, чем подвергать ребёнка ежедневному стрессу. Не находит общего языка с одноклассниками Плохие отношения с классом, отсутствие друзей и чувство своей исключённости из коллектива могут заставить ребёнка избегать походов в школу любой ценой. Не обязательно ситуация должна доходить до буллинга – достаточно просто чувства одиночества у ребёнка.Причины этого могут быть разные: другой социальный слой у большинства учеников, другие интересы, психологические особенности ребёнка. Как заподозрить, что причина именно в этом, если дочь или сын не говорят? Можно спросить ребёнка, играет ли он с кем-то на переменах, какие новости других ребят в школе. Если ответы «ни с кем» и не знаю», а также если её или его никто не приглашает на дни рождения и не зовёт гулять после школы – скорее всего, друзей в классе у ребёнка мало или нет совсем. Помочь могут занятия с психологом, индивидуальные или групповые. Пример родителей и доброжелательный разговор с ними тоже необходимы. – «Ты знаешь, я в шестом классе перешёл в новую школу, и первое время у меня тоже не было друзей. Но потом оказалось, что некоторые ребята из моего класса – вполне приятные и интересные. Мне помогло, когда я стал узнавать, чем они увлекаются». Нелюбимая учительница Если сын или дочь отказываются идти в школу, объясняя это тем, что кто-то из учителей его/её не любит – это повод насторожиться и задать уточняющие вопросы. Во-первых, буллинг может происходить не только со стороны одноклассников, к сожалению, некоторые непрофессиональные учителя вполне способны устроить травлю. Во-вторых, отсутствие контакта с учительницей может сильно нарушить ребёнку (особенно младшему школьнику) учебную мотивацию. У детей 7-10 лет авторитетом в школе является учитель, а его поощрение очень важно для подпитки желания стараться. Если контакт с учителем нарушен, учёба может казаться бессмысленной и все усилия – напрасными. Обычно в таких случаях дети начинают жаловаться на несправедливость педагога, а ещё иногда – ругать себя. Если вы неожиданно слышите от ребёнка фразы «я глупый», «ничего не соображаю», «всё равно у меня не получится», очень важно узнать, откуда у него такие идеи. В этом случае требуется серьёзный разговор с учителем, а возможно, и со всем педколлективом. «Не видит смысла» У подростков с 12-14 лет происходит переоценка ценностей. Это нормальный процесс, хотя выглядеть он может иногда довольно радикально. Дочь или сын однажды могут заявить: «Не хочу учиться, потому что не вижу смысла! И в школу больше ни ногой». А на вопрос родителей – «Как же так?» объяснять, что у их любимых актёров, блогеров или других знаменитостей не было среднего или высшего образования, и всё равно они разбогатели и стали известными. В таких случаях важно не обесценивать кумиров подростка и не отметать его аргументы сразу, вроде: «Отлично, будешь дворником. Марк Цукерберг один, а дворников много». Стоит поговорить о том, какие возможности даёт школьное образование (например, если без диплома ещё можно устроиться на работу, то без школьного аттестата уже совсем трудно), какие альтернативы ему есть. Да, можно пойти в экстернат или перейти на домашнее обучение – но в таком случае придётся сидеть дома за учебниками одному, лишиться ежедневного общения с друзьями, самому стуктурировать своё обучение и т.п. Важно быть морально готовым идти на уступки, но при этом не пуская всё на самотёк. Хочешь на домашнее обучение? – Хорошо. Давай посмотрим в интернете, каковы условия такой формы обучения. Ты сможешь заниматься самостоятельно по всем предметам, самостоятельно ездить сдавать экзамены? Как ты это видишь? Велика вероятность, что, трезво оценив альтернативы, подросток поймёт, что школьное обучение – далеко не худшая из них. А если он готов попробовать – что ж, можно дать ему рискнуть. Яна Шагова, психолог-консультант