Как родителям относиться к оценкам в школе Родители порой сильнее переживают из-за «двоек» и «троек» своих детей, чем сами школьники. К сожалению, резко негативная реакция мамы или папы может ухудшить положение: ребёнок пугается, чувствует себя плохим и неуспешным, но все ещё не знает, как исправить оценку. Как конструктивно реагировать на плохие отметки? Двойка – не катастрофа Важно, чтобы вы сами не паниковали и не расстраивались слишком сильно. Плохая оценка ещё не предрекает ни плохой карьеры, ни «испорченного» аттестата и не полученного высшего образования. Хотя все эти страшные картины, возможно, рождаются в воображении родителей, когда дочь или сын приносят в дневнике «неуд». Школьная система образования, к сожалению, построена по принципу формальных достижений. Но они закончатся буквально в тот же момент, когда за выпускником закроется дверь школы. Даже в институте большую роль уже будут играть способности и увлечённость темой. Поэтому, если с «двойками» и «тройками» и стоит что-то делать – то это спокойно поговорить о причинах их появления. Избегайте резкой критики ребёнка – это не поможет ему исправить оценки, но может напугать и разрушить ваш контакт. Оценка как сигнал Объясните ребёнку, что отметка похожа на сигнал светофора. «Пятёрки» и «четвёрки» – это зелёный свет. Он говорит, что всё в порядке и можно продолжать движение. «Тройка» (или, если ребёнок хорошо справляется с каким-то предметом, сюда можно включить и «чётверку») – это жёлтый свет. Двигаться ещё можно, но стоит быть внимательным к ошибкам, помаркам в тетради, способам решения уравнений или формам прошедшего времени в иностранном языке. А «двойка» – это красный свет, который говорит: «Внимание! Остановись и разберись». Это не оценка личности или способностей. Это просто сигнал о том, что что-то в учебном процессе пошло не так. Откуда «двойка»? Прежде всего стоит поинтересоваться причиной появления в дневнике неудовлетворительной оценки. Ребёнок мог получить двойку или тройку потому что не знал темы, а мог – за то, что подсказал товарищу на контрольной. Это разные ситуации, и говорить о них стоит по-разному. Оценки как воспитательные меры, пожалуй, стоит отдельно обсудить с учителями или классным руководителем. А с ребёнком нужно поговорить о последствиях плохих оценок и способах их исправить: подтянуть пропущенную тему, выучить параграф, который он не прочёл перед прошлым уроком, перечитать и повторить забытое правило, или скорректировать своё поведение на уроках. «Но я ведь так стараюсь!» Совершенно отдельный случай – когда ребёнок старается подтянуть какой-то предмет, который раньше совсем не давался, но продолжает получать те же «тройки». Часто причина в том, что раньше учителя ставили «тройку с минусом» там, где по справедливости можно было поставить «двойку». А когда ребёнок начинает стараться, продолжают ставить «три», хотя количество знаний и усилий заметно меняется. Просто теперь они оценивают его знания всерьёз. Это хороший повод поговорить с дочерью или сыном о том, что оценки не всегда отражают реальное положение дел, и стоит ценить свои усилия и свой прогресс – независимо от того, что отметки пока не изменились. А если он не переживает из-за «двоек» и «троек»? Дети по-разному относятся к оценкам. Есть сверхтревожные школьники, те, кому очень важно одобрение учителя и «пятёрки». А кто-то относится к «лебедям» в дневнике совершенно философски – подумаешь, через год о них никто уже и не вспомнит! Если ваш ребёнок принадлежит ко второму типу, это скорее повод порадоваться. Может быть, с сыном или дочерью стоит поговорить о том, какие последствия могут иметь неисправленные оценки в журнале и в четверти. И о том, как этих последствий избежать: например, всё-таки приготовиться к четвертной контрольной, чтобы «пятёрка» за неё перевесила остальные оценки. Но ругать его за отсутствие сильных переживаний точно не стоит. Крепкая нервная система – это скорее преимущество по жизни: вспомните, сколько раз вам самим хотелось меньше переживать из-за каких-то, пусть и важных, вещей. Яна Шагова, психолог-консультант