Как сделать, чтобы неудачи в учебе не стали нормой Бывает так, что ребёнок начинает приносить «двойки» и «тройки» по конкретному предмету. Что делать родителю, чтобы неуспех не закрепился и не превратился в неприязнь к математике, географии или английскому языку на всю жизнь? Не возводите в закономерность Постарайтесь отнестись к неудаче как к единичному случаю или хотя бы как к периоду, если неуспеваемость по какому-то предмету продолжается уже некоторое время. Но не делайте из одной «тройки» закономерность. Способность ребёнка преодолеть этот неблагоприятный период зависит во многом от того, как реагируют на происходящее родители. Если мама с папой сразу разочаровываются и прочат ему плохие оценки в году или в аттестате, или вспоминают ещё и проигрыш на недавних соревнованиях по теннису и провал на олимпиаде – ребёнок чувствует свою тотальную неуспешность, расстраивается и лишается всякой мотивации на преодоление. Очень сложно пытаться исправить оценки, когда близкие и важные для тебя люди уже записали тебя в «неудачники». Не делайте преждевременных выводов о его или её низких способностях И не позволяйте этого учителям. К сожалению, в нашей культуре принято клеить ярлыки – считается, что так удобнее учить и воспитывать. Одна «тройка» в четверти по математике – и школьнику выносят приговор «не математический склад ума», не понял, как правильно конструировать предложения на иностранном языке – и сразу «нет языковых способностей». На самом деле, у ребёнка могут быть неплохие математические и языковые способности, возможно, он просто не понял конкретную тему и теперь отстал и ему сложно воспринимать новый материал. Локализуйте проблему Поговорив с ребёнком, определите, когда и с чего начались трудности. Часто причина оказывается в непонимании одной темы, за которой потом потянулись и другие. Прослушал алгоритм решения уравнений? Неправильно запомнил формулу? Пропустил объяснения, что значит «вспомогательный глагол» и чем он отличается от смыслового? Прежде, чем открыть учебник и приступить к выяснению, стоит в спокойном тоне поговорить с ребёнком. Скажите, что собираетесь не ругать, а помочь. Некоторые дети так пугаются осуждения родителей, что обманывают, говоря, что у них всё в порядке, пока кто-то из взрослых не обнаружит ряд плохих оценок в дневнике. Бывает и так, что причина неуспеваемости – скорее психологическая. Не нравится учитель или не сложился с ним контакт – тут придётся, возможно, поговорить и с самим ребёнком (о том, что не все люди должны нам нравится и не все бывают приятными и даже справедливыми), а может быть, и с учителем, если его методы преподавания вы считаете неприемлемыми (например, он использует унижение, высмеивание или крик). Или какие-то личные переживания отвлекают от учёбы: поссорился с другом, нагрянула невзаимная первая любовь. Важно пообщаться с ребёнком и на эти животрепещущие темы, не отмахиваясь от него фразами вроде: «Не забивай голову глупостями, учёба сейчас важнее». Но важно помочь ему разделить деятельность и переживания: в жизни бывает так, что у нас плохое настроение или нам из-за чего-то грустно, но повседневные обязанности всё-таки требуют выполнения. Помогите справиться Самостоятельно или с помощью репетитора помогите сыну или дочери наверстать пропущенное. Вам стоит учесть, что придётся разобрать с ребёнком не только пропущенную или не понятную тему, но и все последующие, которые на ней базировались. Но скорее всего, это будет уже легче – вы можете отдать их ребёнку «на самостоятельное изучение», предложив обратиться к вам, если возникнут затруднения. Обязательно приободрите Ситуация, когда весь класс легко решает задачу, к которой ты даже не представляешь, как справиться – пугающая и даже в чём-то унизительная. Эти отрицательные эмоции запоминаются надолго и могут быть причиной дальнейшей неуспешности по целому предмету: ребёнок просто боится подступаться к новым заданиям. Приободрить его и показать, что он вполне способен справляться – профилактика неуспешности в будущем. Скажите, что прослушать тему или не понять чего-то «слёту» может каждый, но если ребёнок сумел в конце концов разобраться и понять, это говорит о его старании и хороших способностях. Расскажите о своих трудностях в учёбе Для ребёнка до определённого возраста (обычно до подросткового) родитель – умный, успешный и чуть ли не всезнающий человек. Часто дети уверены, что уж у мамы и папы, конечно, не было таких проблем с математикой, географией или английским языком, как у них сейчас. Порой это заставляет их переживать и стыдиться своей неудачи. Расскажите ребёнку о том, как вам удавалось справляться с трудностями в школе. – «Ты знаешь, в восьмом классе у нас началась физика, и мне никак не удавалось понять эти формулы. Я просто приходил в ступор, когда их видел. Пришлось обратиться к моему папе, твоему дедушке. Когда он объяснил мне смысл, задачи стали понятнее, и решать их стало интересно». Таки истории придают ребёнку сил: оказывается, можно иметь проблемы в школе и всё-таки вырасти успешным человеком – как мама или папа. Яна Шагова, психолог-консультант