13305 Views

Десять фактов о мыслях и чувствах

Часто детям не под силу самостоятельно разобраться со своими чувствами и мыслями, им требуется помощь взрослых. О том, как научить ребенка не бояться собственных эмоций и контролировать их, рассказывает в своем блоге семейный психотерапевт Николь Шварц.

Ваша дочь швыряет портфель на стол и лезет в холодильник в поисках чего-нибудь вкусного. Вы чувствуете, что что-то не так, но на все ваши вопросы она отвечает: «Все в порядке».

Ну почему она не может просто рассказать, в чем дело?

К сожалению, мысли и чувства бывают сложными. Они могут запутать или испугать вашего ребенка. Не имея необходимого опыта, он просто не понимает, как выразить эту мешанину эмоций и мыслей словами.

Помогите своим детям, расскажите им немного о мыслях и чувствах, о том, как они влияют на нашу жизнь изо дня в день и как научиться правильно их выражать.

  1. Чувства и мысли связаны между собой

    Вместо того, чтобы отдельно размышлять о мыслях и чувствах, давайте посмотрим, как они влияют друг на друга.

    Например, представьте, что вы мучаетесь над домашним заданием. И ваши мысли звучат как-то так: «Ох, ну почему у меня ничего не получается? Почему все остальные дети все понимают? Какой же я тупой !» Ваши чувства отражают эти мысли, и вы подавлены, раздосадованы, рассержены, раздражены или даже впали в уныние.

    Но это работает и в обратном направлении! Представим, что идет хоккейный матч, и вы только что забили решающую шайбу. Вы чувствуете себя просто замечательно, и это отражается на ваших мыслях: «Вот это да! Вот это круто! Обожаю хоккей! Вперед, ребята! »

  2. Чувства и мысли появляются и исчезают

    Сильные чувства могут переполнять нас так, что кажется, что с ними не справиться. Мысли могут пугать. К счастью, все они не навсегда с нами.

    Ваш ребенок может «бояться» плакать, потому что думает, что не сможет остановиться. Или он может обходить какую-то тему в разговоре из страха, что никогда не сможет думать ни о чем другом (если ребенок «застревает» на мысли или чувстве, либо ему кажется, что он вынужден постоянно думать о какой-то теме, возможно, вам стоит обратиться за помощью к психологу).

    Иногда полезно представить, как твои мысли и чувства парят в облаках или плывут в лодке. Они попадают в наше поле зрения, мы проживаем их, но потом они уплывают и скрываются из вида.

  3. Если ты что-то чувствуешь или о чем-то думаешь,
    это не значит, что это что-то – правда

    Несложно убедить себя, что что-то правильно просто потому, что мы так думаем и чувствуем.

    Ваш мозг получает неполную информацию и пытается ее переработать. Вот почему когда вы видите на тропинке впереди что-то длинное и изогнутое, ваш мозг шлет вам предупреждение: «Змея!». Хотя более логичным был бы вывод: «Не надо паниковать, это просто палка!». Да, иногда наш мозг ошибается. Полезно время от времени проводить небольшую проверку, особенно когда вы находитесь во власти какого-то сильного чувства или мысли.

    • Соответствуют ли они действительности?
    • Насколько?
    • А что еще соответствует?
    • Какие мысли были бы еще ближе к истине?
  4. Чувства бывают смешанными

    Когда дети взрослеют, и у них в голове может параллельно появляться сразу несколько мыслей. Значит, вместо того, чтобы направлять все свое внимание на одну идею, они испытывают целый букет различных эмоций одновременно! Поначалу это может пугать.

    Начните с того, что определите и исследуйте чувства во всем их многообразии.

    Покажите, как они отображаются через мимику или как они звучат в речи, чтобы помочь ребенку понять свои смешанные чувства и рассказать о них.

  5. Чувства могут выражаться телесно

    Таблицы эмоций и списки чувств – это отличное начало, но важно не останавливать на этом.

    Расскажите ребенку о том, как разные чувства влияют на наше тело. Беспокойство похоже на бабочек в животе. Злость может проявляться в сжатых кулаках. Грусть отзывается мышечной болью или замедленной реакцией.

    Пусть ребенок схематично нарисует человечка. Спросите его, где, в каких частях тела, он испытывает различные эмоции. Для описания телесных симптомов он может использовать слова или цвета.

  6. Чувства бывают внезапными

    Чтобы вызвать какое-то чувство, достаточно малого: чья-то фраза, чей-то взгляд, песня по радио – все это может внезапно задеть вас за живое.

    Часто мы так рассеяны, так спешим или так мало внимания уделяем нашим мыслям и чувствам, что не видим связи. Мы вдруг начинаем сердиться или грустить и не понимаем из-за чего.

    Помогите своему ребенку остановиться и глубоко вдохнуть. Вернитесь вместе с ним к моменту, когда это чувство появилось, и посмотрите, сможет ли он найти причину. Это непростое задание, возможно, ребенку оно будет не под силу. По крайней мере, напомните ему, что для чувств это норма – охватывать нас внезапно без всякого предупреждения, и выслушайте его, если он захочет обсудить это.

  7. «Плохие» мысли и чувства – это нормально

    Стыд – это могущественная сила. Он говорит нам, что мы недостойны любви и принятия, или что мы ущербны, а значит, нас невозможно полюбить.

    Пробейтесь сквозь него, дайте своему ребенку «разрешение» на «плохие» мысли.

    Это нормально – завидовать другу, у которого новый велосипед, и втайне радоваться, если на блестящей краске появляется царапина. Это нормально – гордиться, что на контрольной по математике ты получил более высокую оценку, чем лучший ученик класса. Если ребенок меньше стыдится, ему проще обсуждать с вами свои мысли и чувства.

  8. Вы не можете контролировать чувства других

    Хотя в нашей культуре принято говорить фразы вроде «Ты так меня бесишь», каждый человек сам отвечает за свои чувства и эмоции.

    «Я-утверждения» – отличный способ помочь вашему ребенку разобраться с тем, что они могут контролировать, а что – нет. В «Я-утверждениях» используется формулировка: «Я чувствую…Когда ты…Потому что». Закончить можно фразами «Я хотел бы…» или «Мне нужно…»

    Когда речь идет о каком-то сильном чувстве, помогите ребенку поменять формулировку с «Ты…» на «Я чувствую…». Если кто-то из его друзей говорит: «Из-за тебя я…», помогите ребенку понять, что он, возможно, испытывает в этот момент.

  9. Чувствами можно управлять

    Водоворот перемешанных и непредсказуемых эмоций порой заставляет задуматься над вопросом, не сходишь ли ты с ума. Помогите своему ребенку: научите его успокаиваться и справляться с трудностями.

    Чтобы рассказать о пользе глубокого дыхания, не нужно дожидаться, пока эмоции ребенка достигнут пика. Можно включить эту практику в свой ежедневный распорядок. Вы можете вместе заняться визуализацией или расслабляющими медитациями, чтобы ваш ребенок начал понимать, какие из них «работают» лучше.

  10. Проговаривание вслух действительно помогает

    Мысли и чувства обладают властью. Даже какие-то «маленькие» мысли или чувства, заключенные в сознании ребенка, могут разрастаться, становиться все больше и больше.

    Учите ребенка называть свои чувства. Если мы говорим вслух: «Я злюсь!», то это ослабляет чувство злости внутри нас.

    Займите позицию сочувствующего слушателя, а не решателя проблем или блюстителя дисциплины. Если ребенок видит, что с вами можно спокойно исследовать свои мысли и чувства, то он поверит в свои силы и перестанет думать, что эмоции его контролируют или подавляют.

    Для вас это тоже непростая позиция, так что несколько раз глубоко вдохните и остановитесь, дайте себе минутку, чтобы свериться с собственными мыслями и чувствами прежде, чем ответить!

автор статьи о воспитании детей

Николь Шварц – семейный психотерапевт и консультант по родительству. В течение десяти лет она работала с семьями и детьми, в основном, младшими школьниками, у которых возникали проблемы из-за тревожности, агрессивного поведения, перфекционизма или низкой самооценки. В своем блоге Imperfect Families Николь рассказывает о трудностях, с которыми сталкивается при воспитании собственных детей, и делится проверенными на практике рекомендациями.