Russia
 
Новостная лента

Как хвалить ребенка, чтобы это было ему на пользу

Считается, что слишком частой похвалой детей можно испортить, а «недохваленный» ребёнок растёт робким и неуверенным в себе. Как правильно хвалить детей, чтобы поддерживать их развитие и хорошую самооценку?

Различайте похвалу и выражения любви

Любовь и безусловное принятие – это выражения базовой привязанности, которые ребёнок может и должен получать от родителя. Много их не бывает, и ими невозможно испортить. Но важно учитывать, что похвала – это оценка деятельности, а не личности ребенка, и хорошо, чтобы она была основанной на реальных фактах. Сравните: «Ты у меня такая чудесная девочка, я так тебя люблю!» — это выражение любви и принятия. А вот: «Ты у меня так здорово научилась ездить на велосипеде, я очень тобой горда» – это похвала, позитивная оценка результатов какой-то деятельности.

поддержка ребенка

Хвалите за то, к чему были приложены усилия

Есть мнение, что за то, что дано от природы, хвалить якобы не нужно. Но это не совсем верно: даже если у ребёнка талант к математике, это не значит, что он не старался, чтобы получить «отлично» за сложную контрольную. Склонности и способности заслуживают поощрения. Но это не обязательно должна быть похвала – поощрением может служить искренний интерес: «Как идут дела в музыкальной школе? Я помню, ты учишь сложную сонату. Уже легче стало её играть?». А похвалы, действительно, стоят приложенные усилия: сложная тема, в которой ребёнок наконец смог разобраться, доклад, который он готовил несколько дней. Можно и нужно похвалить за смелые поступки: например, ребёнок очень стеснялся, но всё-таки сумел прочесть стихотворение у доски, или заступился за друга перед обидчиками.

Хвалите не только результат, но и старания

Не говорите: «А что толку, что ты старался, всё равно тройка!». Лучше скажите: «Я знаю, что ты приложил много усилий. Если ты и дальше будет продолжать, то будет получаться все лучше и лучше». У многих взрослых нет привычки оценивать вложенные силы, и они сдаются раньше, чем достигнут цели – именно потому, что с детства привыкли, что мир должен сразу выставить им «пятёрку», если они всё делают правильно. А так получается далеко не всегда. Пусть старания не окупаются сразу – иногда нужно подождать, чтобы достичь успеха. И поддержка на этом этапе помогает не остановиться и продолжить.

Осторожнее со сравнениями

оценка результатов ребенкаВо-первых, сравнивайте ребёнка только с ним самим в прошлом, а не с другими детьми. «Твоё произношение стало намного лучше, чем месяц назад» — удачный вариант. «Ты наконец-то говоришь по-английски лучше Васи!» — неудачный. Такая опора на сравнения с другими людьми порождает неправильную мотивацию: ведь на самом деле мы учим язык не для того, чтобы превзойти чьи-то результаты, а для того, чтобы свободно говорить на нём и понимать других людей. Во-вторых, даже с такими сравнениями не стоит перебарщивать. Не превращайте учёбу в бесконечную гонку. Иногда периоды, когда нет заметных успехов, оказываются периодами роста и развития.

Хвалите конкретно

«Да, очень хорошее сочинение», — очень общая похвала. Вместо этого лучше сказать: «Мне показались интересными твои идеи по поводу ссоры Онегина и Ленского, и ещё понравилось, как ты обосновываешь свои мысли в этой работе». Конкретная похвала, во-первых, показывает вашу вовлечённость: вы не просто отмахнулись со словами «Да-да, очень хорошо», а прочли, вникли и отметили удачные моменты. Во-вторых, она помогает ребёнку разглядеть и узнать свои сильные стороны.