32760 Views

Зачем ребенку на сцену?

Даже если он вырастет химиком…

«Давай, я буду бабочка, а ты — паровоз?»… Потребность изображать кого-то и инсценировать разные ситуации появляется у детей очень рано. С возрастом она меняется, но не исчезает — и человеку 6-8 лет жизненно необходимо показать родителям сценку, только что придуманную вместе с друзьями, а в десять лет будет интересно на занятиях в драмкружке. Почему это важно и чем театр полезен для развития?

Зачем ребенку кого-то изображать?

Вспомним китайскую поговорку: «Cкажите мне — и я забуду, покажите — и я запомню, дайте сделать — и я пойму». Еще раньше, чем малыш захочет оказаться в центре внимания, он подражает тому, что видит — чтобы лучше понять. Впрочем, возможность показать себя также очень важна: привлечь внимание, «под прикрытием» роли выразить свои собственные переживания и эмоциональные потребности. Наконец, играя роль, можно в собственных глазах приобрести новые ценные качества — или справиться с теми, что мешают в жизни.

Почему это стоит поощрять?

Актерское мастерство — одна из самых эффективных методик развития личности. Другими словами, играя роли, человек учится лучше понимать и выражать себя, управлять собой, он тренирует когнитивные способности — память, внимание, речь, а также вырабатывает навыки, позволяющие чувствовать себя в жизни увереннее.

  • Для выступления на сцене необходима собранность — приходится контролировать не только текст, но и позу, жесты, дыхание. Важно не пропускать реплики, чувствовать время и ритм постановки.
  • Даже на репетиции на актера смотрит много пар глаз, и ребенок привыкает держаться естественно. Это особенно пригодится в подростковом возрасте, когда дети начинают беспокоиться о мнении окружающих.
  • Не обязательно играть «по Станиславскому», но понять свою роль можно, только сопереживая персонажу. Эмпатия — одно из ценнейших человеческих качеств.
  • Изображая на сцене другой мир и чью-то жизнь, дети тренируют свое воображение, учатся не просто фантазировать, но использовать фантазию для создания чего-то нового.
  • Спектакль — живой процесс, а не расписанная по минутам церемония, его участники импровизируют, на ходу сами принимают решения и должны быть готовы к неожиданностям.
  • Преобразуя мысли и чувства в творчество, реализуя свой замысел, ребенок повышает самооценку и получает ощущение эмоционального комфорта. Переживание не может быть полным, если его не выразить. Это очень важный психологический навык: ведь даже взрослые не всегда умеют сформулировать, что они чувствуют — и не всегда справляются с эмоциями.
  • В жизни мы постоянно находимся в какой-то роли: детей и родителей, покупателей и продавцов, зрителей и артистов. В театре дети учатся видеть, что такое роль, чем она отличается от человеческой индивидуальности, и как ту или иную роль можно применить в жизни.
  • Знать себе цену, быть равным среди равных — сцена учит и этому тоже. Театр – «командное» искусство. И оно тренирует целый комплекс социальных навыков.

nominaltechno47@gmail.com

Сила труппы

Спектакль – не просто игра, но созидательный процесс, а его результатом становится событие, которое надо предъявить публике. И успех здесь зависит от того, насколько добросовестно каждый делает свое дело, и от того, умеют ли участники работать вместе. Взаимодействие, умение видеть, слышать, понимать других людей и способность с ними договариваться — такая же часть творчества, как импровизация или работа с образом. Нужно быть постоянно включенным в процесс, находиться «здесь и сейчас».

Часто детям трудно дается «обратная связь», необходимость что-то менять, корректировать свои идеи. В театре принять чужие советы помогают «условия игры»: мы создаем что-то вместе. И тут, безусловно, очень важны чуткость и такт руководителя студии.

У театральных постановок могут быть и дополнительные «сверхзадачи» – например, изучить культуру определенного времени, освоить новые пластические техники, преодолеть возникший в сообществе конфликт, представить в красках сложный для понимания предмет и даже повысить уровень владения иностранным языком.


Последнее направление реализует курс English though Drama (Английский с помощью актерского мастерства) в школах Helen Doron. Детям 7-12 лет предлагается учить и практиковать английский язык, разыгрывая сказку в стиле британской пантомимы. За 10 занятий участники придумывают свои вариации классического сюжета и знакомятся со старинной британской традицией театральных постановок, где принято не только показывать представление, но и вступать в диалоги со зрителями.

Не все в детстве мечтают быть артистами, но каждому важно быть услышанным и понятым, научиться выражать себя и принять участие в интересном деле. Поэтому театр всегда останется одним из лучших методов воспитания и образования.